ФЭНДОМ

Организация Североатлантического договора
Флаг НАТО
Лидер Генеральный секретарь НАТО
Позиция Нейтрал
Участники США
Канада
Албания
Бельгия
Болгария
Великобритания
Венгрия
Германия
Греция
Дания
Исландия
Испания
Италия
Эстония
Латвия
Литва
Люксембург
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
Румыния
Словакия
Словения
Турция
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия

НАТО, Организация Североатлантического договора (англ. NATO, North Atlantic Treaty Organization) — военно-политический блок западных держав, созданный для борьбы с влиянием СССР.

Характеристика

Главная цель создания НАТО была связана с недопущением проникновения коммунизма в Европу. Поскольку Восточная Европа стала сферой влияния СССР, остальные государства стали сферой влияния западных держав. НАТО имеет несколько сходных черт с ООН, однако она предполагает скорее силовое решение проблем, нежели дипломатическое. Особая статья Устава гарантировала безопасность всем без исключения. В свою очередь, каждый член обязывался выплачивать приличную сумму денег на содержание.

История

Зарождение

По окончании Второго общемирового противостояния усилились противоречия между США и СССР. Советский Союз как наиболее пострадавшая сторона в этой войне стремилась установить просоветские режимы по всей Евразии. Само собой, этому воспротивились Штаты, рассматривавшие СССР как новую угрозу демократии. В 1949 году в Вашингтоне была сформирована Организация Североатлантического договора, куда вошли США и 11 европейских стран. Так на свет появился новый военный блок, стремящийся сдержать распространение коммунистической идеологии.

Холодная война

Собственно, соперничество СССР и США как двух сверхдержав началось незадолго до появления НАТО. Первым приложил к этому руку британский премьер, разрабатывавший план боевых действий против СССР в 1945 году. Затем спустя два года президент Америки заявил о необходимости сдерживания Советов, поскольку "тоталитарный режим угрожает демократическим ценностям". На протяжении десятилетий НАТО всячески боролась за сохранение своего влияния в Европе. Только в середине 1980-х годов произошло сближение Запада и СССР, а в 1991 году последний окончательно развалился.

Эпоха царствования

Казалось бы, с исчезновением Советской державы необходимость в существовании НАТО отпала. А на деле всё произошло наоборот: организация не только не была распущена, но и принялась включать в себя новых членов. С начала 2000-х годов к ней присоединилась вся Прибалтика, Словакия, Словения, Румыния и Болгария. Тем самым НАТО всё ближе приближалась к границам Российской Федерации, что не могло не вызвать обеспокоенность. Вместе с тем российское руководство, осуждавшее политику расширения, не спешило проводить массовую мобилизацию войск. Президент Борис Александров выступал за незамедлительный диалог с Альянсом, чтобы предотвратить новую войну. Инициативу поддержал и президент США Ричард Диксон, считавший неприемлемой вражду с РФ. Встреча двух лидеров в Брюсселе привела к относительному потеплению отношений России и НАТО: на саммите Диксон заверил российскую делегацию о том, что в ближайшее время сократится военный контингент Альянса в Европе, а в странах, прилегающих к России, не будут размещаться новые базы.

Третье общемировое противостояние

"То, что президент Диксон проявляет слабину в отстаивании интересов США, достойно сожаления. Со своей стороны я выражаю глубокое недоумение и недовольство. Любая уступка в пользу России позволит ей диктовать собственные условия, что весьма неприемлемо для всего свободного мира."
― Брайан Томпсон по поводу политики Ричарда Диксона в отношении России
Благие стремления Диксона лишь на время сняли напряженность в отношениях РФ и НАТО. Некоторые американские специалисты сочли подобные действия за ослабление роли Америки в международных делах. Наибольшее негодование это вызвало у генерала армии США Томпсона, Главнокомандующего Вооруженными силами НАТО в Европе. По его мнению, жесткость в отношении России остаётся важнейшим и непоколебимым принципом. Так как в Конгрессе было немало противников Диксона, они стали рассматривать вопросы как о дальнейшей судьбе НАТО, так и самого президента. Под угрозой импичмента Диксон ушел в отставку, а его преемник Кларенс Аллен вновь взял курс на расширение НАТО. В противовес предшественнику Аллен объявил о размещении дополнительных сил ПВО в Остзейской Конфедерации.

Когда же официально началось Третье общемировое противостояние, Томпсон наряду с генсеком НАТО выступил за массированное наступление на РФ. По его приказу передовые отряды блока высаживались в Финляндии, Турции и Дальнем Востоке с целью вынудить РФ воевать на нескольких фронтах одновременно. Это привело бы, по замыслу Томпсона, к скорейшему разгрому российских войск. К счастью, президент РФ Андрей Глебов уже успел мобилизовать крупные силы для отражения агрессии, и первоначальные победы сменились крупными поражениями. В ходе Браславской битвы российско-белорусские войска окончательно перехватили стратегическую инициативу и перешли в контрнаступление на Вильнюс. Эти сражения повергли главное командование НАТО в шок, от которого оно не могло полностью оправиться. Еще сильнее сказалась потеря ранее захваченной Калиниградской области, в ходе которой в плен попал генерал-лейтенант США Кевин Томас. Понимая, что вскоре РФ станет наступать в сторону Западной Европы, Томпсон выпустил приказ о создании Американского заслона на полько-германской границе. Тем не менее, российский флот обошел Линию без особых проблем, а сухопутные войска нанесли ряд ощутимых ударов. В конечном итоге последняя крупная натовская группировка в Европе потерпела поражение во время битвы за Бельгию. Оставшиеся силы во Франции и на Пиренейском полуострове покорно сложили оружие после заключения Брюссельского перемирия.

Несмотря на то, что по итогам перемирия НАТО была расформирована, Великобритания и США по-прежнему отказывались капитулировать. Их совместные действия были направлены на отвоевание потерянных территорий. Несколько английских отрядов предприняли высадку в Нормандии, опираясь на прецедент 1944 года. Заняв Гавр, они устремились к Руану, исторической столице Нормандии. Однако кампания завершилась полным провалом: франко-бельгийские сухопутные войска под командованием бригадного генерала Базиля Вилара нанесли одновременные удары с юга и востока, а французская эскадра перекрыла отступление англичан. Даже прибытие американского флота не поменяла ситуацию. Затем начавшаяся осада крупнейших портов вынудила британского премьер-министра разорвать союз с Америкой и отдать весь военный флот. Благодаря этому российско-французские корабли наряду с британскими наголову разгромили американцев в ожесточенных боях. Но самым неприятным сюрпизом для Штатов оказалось вмешательство Японии, вторгшейся на Аляску и Гавайи. В конечном итоге война завершилась в Северной Америке с заключением Вашингтонского мирного договора (один из пунктов обязал США признать роспуск НАТО действительным).

Интересные факты

  • Хотя НАТО и утверждала, что не будет расширяться за счет Восточной Европы, обещание было грубо нарушено еще до распада СССР.
  • Некоторые из членов НАТО являются учредителями ООН (США, Великобритания, Франция).
  • Ирландия, Кипр, Финляндия, Мальта, Австрия и Швеция - единственные европейские государства, которые не входят в состав НАТО.
  • Некогда Советский Союз пытался войти в состав организации, но этого не произошло из-за вмешательства США и Великобритания. Отказ был связан со стремлением бороться с потенциальной агрессией коммунизма.