ФЭНДОМ

Первая мировая война (1914-1918) — один из крупнейших военных конфликтов в истории человечества. Впервые в ней приняли участие государства с других континентов.

Предыстория конфликта

Убийство в Сараево стало лишь поводом для начала боевых действий. А вот причин для этого было предостаточно.

Германская империя

  • Стремилась добиться полной экономической независимости в Европе.
  • Желала приобрести новые колонии для сбыта.
  • Рассматривала Антанту как прямую угрозу своим интересам.

Британская империя

  • Противостояла попыткам Германии захватить новые колонии.
  • Воспринимала создание и укрепление немецкого флота как серьёзную угрозу подорвать позиции британцев на море.

Российская империя

  • Пыталась установить полный контроль над проливами Босфор и Дарданеллы.
  • Противостояла установлению гегемонии Германии в Европе.
  • Поддерживала антитурецкие и антиавстрийские настроения на Балканах, выступая в качестве протектората славянских народов.

Франция

  • Жаждала реванша за поражение во франко-прусской войне.
  • Пыталась отвоевать Эльзас и Лотарингию, отобранные у неё Германией по итогам Франкфуртсокго мирного договора.
  • Стремилась любой ценой помешать Германии захватить колонии в Северной Африке.

Австро-Венгрия

  • Хотела удержать за собой территории Боснии и Герцеговины, аннексированные австрийцами в 1908 году.
  • Конкурировала с Россией за право выступать в качестве протектората славянских народов на Балканах, а также вступала в неизбежную конфронтацию с Сербией, стремящейся стать центром объединения балканских народов.

Сербия

  • Активно противостояла желанию Австро-Венгрии окончательно утвердить свои позиции на Балканах.
  • Выступала в качестве главной силы объединения угнетаемых балканских народов в единое государство.

Болгария

  • Оспаривала стремление Сербии быть лидером славянских народов Балкан.
  • Не смирившись с поражением в Первой Балканской войне, пыталась возвратить потерянные земли, а также приобрести новые.

Османская империя

  • Боролось с активным проявлением сепаратизма на своей территории.
  • Хотела восстановить конроль над утраченными по итогам Первой Балканской войны землями.

Начало войны

К 28 июля 1914 года (дата начала войны) уже оформились два враждебных блока: Антанта и Тройственный союз. Острые противоречия грозились вылиться в настоящую войну, однако для этого требовался весомый повод. И вскоре он нашёлся: в Сараево в 1914 году был убит наследник австро-венгерского престола. В ответ Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум с невыполнимыми условиями. Неудовлетворение его условий побудило Австро-Венгрию объявить войну и начать наступление на Белград. Затем в дело вступила Российская и Германская империи, а вслед за ними Франция и Англия. Италия некоторое время оставалсь нейтральной.

Кампания 1914 года

Со времён канцлерства Бисмарка Германия опасалась вести войну на два фронта. Поэтому её командование планировала в течение нескольких месяцев сначала разгромить Францию, а уже затем и Россию. Однако французы оказали серьёзное сопротивление. К тому же немалую угрозу представляли и российские войска, которые предприняли успешное наступление в Восточной Пруссии.

Итог: Франция не была выведена из войны, поэтому Германии пришлось воевать одновременно на Западном и Восточном фронтах.

Кампания 1915 года

Руководство Германии посчитало необходимым разбить Россию и лишить тем самым Антанту важного преимущества. Объдинённые германо-австрийские силы смогли помешать русским продвинуться дальше. Более того, Россия потеряла часть своих территорий. В это же время на Западе началась оппозиционная война, которая велась с переменным успехом.

Итог: Хотя Россия и понесла крупные потери, она по-прежнему сохраняла боеспособность.

Кампания 1916 года

Немецкий генералитет вновь решил направить основные силы на разгром Франции. Несмотря на значительное усиление частей, Германия не смогла одержать уверенную победу. Во многом Верденская битва была ими проиграна из-за внезапного удара русских армий под командованием Брусилова. Тем не менее, Четверной союз не торопился с капитуляцией, а в Российской империи начал всё активнее проявляться политический кризис.

Итог: перевес сил был на стороне Антанты, что предвещало скорое окончание войны. Одновременно в русской армии росло дезертирство.

Кампания 1917 года

Кампания 1918 года

Итоги войны

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики