ФЭНДОМ

СССР
Флаг СССР
Форма правления Советская республика
Государственное устройство Федеративное государство
Унитарное государство
Политический режим Авторитаризм
Тоталитаризм
Демократия
Дата основания 1922
Столица Москва
Государственные языки Русский
Денежная единица Рубль СССР
Государственная религия Атеизм

Союз Советских Социалистических Республик, СССР (англ. Uinon of Soviet Socialist Republics, USSR) — государство, существовавщее на территории Восточной Европы, Северной, Центральной и Восточной Азии.

Физико-географическая характеристика

Основная часть СССР располагалась на месте бывшей Российской империи (без Финляндии и Польши). В последующие годы в состав Союза вошли Курильские острова и южный Сахалин, возвращенные Японией по итогам Второго общемирового противостояния.

Государственное устройство

Высшим органом государственной власти считался Съезд Советов, а в перерывах между его созывами - ЦИК СССР. Хотя Конституция СССР, принятая в 1936 году, допускала многопартийность, в жизни поддерживалась однопартийная избирательная система. Диктатура КПСС объяснялась стремлением не допустить развала государства и проведение стабильного политического курса внутри и вне Союза. Тем не менее, в 1980-х годах наметилась тенденция к установлению демократического режима, а в 1990 году появилась должность президента СССР.

История

Предпосылки

Истоками зарождения будущего СССР являются бескровный захват Петрограда большевиками и установление их режима на большей части Российской империи. В ходе долгой и кровопролитной Гражданской войны большевики одержали окончательную победу над Белым движением.

Образование

В 1920-х годах было образовано несколько советских республик, которые объединились в 1922 году в одно государство. Между Лениным и Сталином возник спор о государственном устройстве, и в итоге восторжествовала точка зрения первого. Однако уже после смерти Ленина партия в лице Сталина взяла курс на построение "социализма в отдельно взятой стране", поэтому вскоре СССР стал унитарным государством. Сталинское правление привело к тому, что за несколько лет Советский Союз из аграрного государства превратился в мощную индустриальную державу, уступая первое место лишь США.

Великая Отечественная война

22 июня 1941 года Третий Рейх совершил вероломное нападение на Советский Союз, что стало началом Великой Отечественной войны. Из-за недостаточной подготовленности и массовых репрессий РККА оказалась в незавидном положении; первые бои шли с огромными для неё потерями. Враг стремительно продвигался в сторону Ленинграда, Москвы и Киева, рассчитывая в короткие сроки разгромить СССР. Однако даже в самых трудных боях советские войска оказали ожесточенное сопротивление, а в результате Московской битвы миф о непобедимости немецкой армии быстро развеялся. В 1943 году СССР сумел окончательно перехватить стратегическую инициативу, одолев противника в битвах за Сталинград и Курск, а также в процессе форсирования Днепра. Далее были проведены несколько крупнейших операций, успешное окончание которых позволило изгнать нацистов из СССР и даже вести боевые действия уже на вражеской территории. Завершилась война 9 мая 1945 года подписанием Акта о капитуляции Германии.

Идеологическое противостояние

В конце 1940-х годов западные державы стали в открытую высказывать недовольство советским режимом. Во многих государствах Восточной Европы к власти пришли прокоммунистические правительства, лояльные СССР. На случай гипотетической войны в Великобритании был разработана секретная операция, в то время как США готовились применить ядерное оружие уже против СССР. Появление советской атомной бомбы было неоднозначным явлением. С одной стороны, руководство Штатов отказалось от идеи массовой бомбардировки. В то же время ЦРУ совместно с британскими спецслужбами принялись вести подрывную деятельность на территории СССР.

Распад СССР

Интересные факты

  • Самое крупное государственное образование в мире (после ФДРЗ).
  • Очень многие историки и исследователи приходят к выводу, что в СССР и Германии во времена правления Гитлера процветал тоталитарный режим, но это не совсем так. В отличие от национал-социализма, коммунизм был менее агрессивным и толерантно относился ко всем нациям и расам (хотя это вовсе не исключало перегибы).
  • На Западе СССР неофициально именовали Россией, хотя это было не совсем корректно, поскольку Россия (тогда РСФСР) входила в СССР.